Астрономы проанализировали спектр излучения предполагаемого магнетара

Группа исследователей из Голландии, Италии, Англии, Франции и США детально изучила параметры вспышки излучения, источником которой послужил предполагаемый магнетар SGR 0501+4516, удаленный от Земли на расстояние около 15 тысяч световых лет.

Повторитель мягкого гамма-излучения SGR 0501+4516 (иллюстрация выполнена сотрудниками Центра космических полетов Годдарда).

Рентгеновское излучение этого небесного тела было впервые зарегистрировано 22 августа 2008 года космическим аппаратом НАСА Swift. Уже через 12 часов после поступления на Землю сигналов с датчиков, установленных на аппарате, исследователи начали серию наблюдений за угасающей вспышкой, задействовав космический рентгеновский телескоп XMM-Newton.

Наблюдения за SGR 0501+4516 продолжались более четырех месяцев; ученые успели зарегистрировать сотни менее интенсивных вспышек. Наибольший интерес, впрочем, представляют данные, полученные всего через пять дней после обнаружения: орбитальная обсерватория INTEGRAL зарегистрировала поток высокоэнергетичного рентгеновского излучения, которое не укладывалось в диапазон энергий телескопа XMM-Newton. Наблюдать подобную короткую вспышку — уже через несколько дней она сошла на нет — исследователям удалось впервые; считается, что причиной ее появления стало изменение конфигурации магнитного поля звезды.

Собранные данные, по мнению ученых, свидетельствуют о том, что SGR 0501+4516 действительно является магнетаром с магнитным полем, индукция которого составляет около 2•1014 Гс. Тем не менее SGR 0501+4516 пока будет числиться так называемым повторителем мягкого гамма-излучения (soft gamma repeater); такие астрономические объекты, наряду с аномальными рентгеновскими пульсарами (anomalous X-ray pulsar), считаются основными «кандидатами» в магнетары. На настоящий момент ученым известно всего 15 подобных объектов (10 аномальных рентгеновских пульсаров и пять повторителей гамма-излучения).

В 2010 году авторы надеются провести новые наблюдения SGR 0501+4516 в его «спокойной» фазе с помощью телескопа XMM-Newton.

Полная версия отчета будет опубликована в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society; препринт статьи можно скачать с сайта arXiv.

Подготовлено по материалам Центра космических полетов Годдарда.

Tags: , , , ,