Астрономы предсказали рождение звезды

Двое ученых из обсерватории Калар-Альто (Испания) и Мюнхенского университета им. Людвига Максимилиана (Германия) считают, что одна из расположенных в непосредственной близости от Земли темных туманностей в будущем должна образовать звезду.

Темная туманность Barnard 68 (в верхнем правом углу) и близлежащие туманности (иллюстрация из The Astrophysical Journal).

Рассматриваемая учеными туманность (молекулярное облако, глобула) Barnard 68 находится на расстоянии около 400 световых лет от нашей планеты. Как известно, темные туманности поглощают видимый свет, исходящий от расположенных за ними звезд и других объектов; по распространенной теории, в пределах туманностей также проходит формирование звезд при уплотнении гигантских облаков газа. Когда в результате этого будет достигнуто некоторое критическое значение плотности и температуры, начинается процесс ядерного синтеза, приводящий к образованию звезды.

По версии авторов работы, активизировать процесс звездообразования в пределах Barnard 68 может столкновение с другим облаком газа. Как показали результаты наблюдений, к темной туманности, масса вещества в которой примерно равна двум солнечным, приближается облако с массой около 0,2 солнечных, и столкновение должно произойти — по космическим меркам — достаточно скоро.

Для того чтобы проверить свои предположения, авторы провели моделирование процесса столкновения на суперкомпьютере. В модель были включены два облака соответствующих масс, разнесенные на расстояние в 0,3 пк; под воздействием сил гравитации эта дистанция начала сокращаться, и через 1,7 млн условных лет меньшая туманность столкнулась с большей на скорости около 370 м/с. В момент слияния туманностей плотность вещества достигла огромных значений, что создало идеальные условия для формирования звезд.

Варьируя различные параметры модели, ученые смогли определить условия, при которых объединение туманностей приводит к рождению новой звезды. В случае Barnard 68 это должно произойти, как считают авторы, приблизительно через 200 тысяч лет.

Полную версию отчета исследователей опубликовало издание The Astrophysical Journal; препринт статьи можно скачать с сайта arXiv.

Подготовлено по материалам EurekAlert!.