Разведчик инопланетных океанов завершил первый полевой сезон

Разведчик инопланетных океанов завершил первый полевой сезон


Проект ENDURANCE развивается на средства и под эгидой NASA в рамках более крупного астробиологического проекта ASTEP – Astrobiology Science & Technology for Exploring Planets (фото Vickie Siegel).

Американский автономный подводный робот ENDURANCE, построенный в рамках проекта изучения подлёдных океанов на других планетах, завершил первый полевой сезон в Антарктиде, где показал свои способности под толщей льда озера Бонни (Lake Bonney) в долине Макмёрдо (McMurdo).

ENDURANCE означает Environmentally Non-Disturbing Under-ice Robotic ANtarctic Explorer, то есть антарктический подлёдный исследователь, не тревожащий окружающую среду. Последняя добавка неслучайна — данный робот является рабочим прообразом той машины, что однажды сможет проникнуть под толщу льда, укрывающего океан на спутнике Юпитера — Европе, где возможно существование жизни. Хотя бы только и микробной.

А значит, машина не должна принести с собой микробов земных. Да и в нынешних тестах “деликатность” не помешает. Ведь озеро Бонни связано с ледником Тейлора (Taylor Glacier). А он известен своим феноменальным кровавым водопадом, поставляющим с большой глубины бактерии, находившиеся в изоляции от внешнего мира 2 миллиона лет.

Фактически ENDURANCE — это доработанный и переименованный хорошо нам известный интеллектуальный робот DEPTHX, детище компании Stone Aerospace, построенное при участии спецов из института робототехники университета Карнеги-Меллона (Robotics Institute of CMU).

Главная особенность аппарата — способность к самостоятельной навигации подо льдом, к выполнению “полётного задания” (по сбору научных данных) и автономному возвращению к проруби, через которую его опускали.

В 2007-м DEPTHX нырнул на дно самого глубокого на планете естественного колодца, составив его карту. А вот теперь робот проявил себя с самой лучшей стороны в куда более суровых условиях.

В минувшую зиму он провёл несколько десятков погружений на озере Бонни. Для чего учёным пришлось протопить в пятиметровом льду колодец диаметром более 2 метров (сам круглый робот имеет диаметр 2,13 м). Только на создание этого отверстия ушло три дня. Вокруг была установлена платформа для крана (в воздухе ENDURANCE весит 1,3 тонны), прикрытая палаткой — Bot House.

Отсюда подводный робот и стартовал в свои вылазки, продолжавшиеся месяц. И хотя для страховочного контроля за ним (это всё же ещё тесты) учёные применяли длинный оптоволоконный кабель, машина действовала исключительно под управлением бортового интеллекта, совершая разведку на большом удалении от проруби (в сотни метров) и на приличной глубине. Общий же путь под водой в каждом таком погружении составлял от 1 до 2 километров.

Аппарат записывал показания температурного, химических и биологических датчиков в разных точках и наносил их на свою карту. Тем самым, кстати, он внёс колоссальный вклад в изучении самого озера, в котором раньше учёные лишь делали крошечные проруби, опуская на тросе набор сенсоров. При солидных размерах водоёма это не слишком продуктивно.

Возвращаясь, робот использовал собственный комплекс навигации и память своих перемещений, а на конечном этапе — применял камеру для визуального поиска проруби и всплывал точно по её центру, не касаясь стенок.

“Когда он появлялся в отверстии во льду, это был самый впечатляющий момент для меня”, — делится своими переживаниями профессор Питер Доран (Peter Doran) из университета Иллинойса в Чикаго, научный руководитель всего проекта ENDURANCE. Ныне Доран подводит итоги зимней экспедиции, и итоги эти радуют.


Далее: скала “картошка” (Potato Rock), стоящая на краю озера. Из-за таких скал учёные опасались направлять робота к берегам. И не зря – один двухметровый валун попался машине в её путешествии (в центре). Правее: визуализация показаний сонаров робота. Внизу: отмечена часть ледника, из которой шёл поток воды, так огорчивший исследователей озера (фотографии с сайта evl.uic.edu).

О проекте, к слову, мы детально рассказывали. И тогда мы, в частности, говорили, что вслед за DEPTHX/ENDURANCE нынешнего образца участники проекта намерены создать новый ENDURANCE, значительно более компактный, лёгкий и более умный, а это должно явиться следующим шагом на пути таких подводных машин к далёкой Европе.

Интересно, что первый сезон не обошёлся без неожиданностей. Так, тёплая погода привела к усилению таяния ледника Тейлора, который дал сильный выброс воды в озеро. В результате в самом озере вода помутнела, так что видимость порой падала до 30 сантиметров. Из-за этого не удалось провести видео— и фотосъёмку подводной части ледника. Но в следующем сезоне учёные рассчитывают выполнить и эту задачу.

Также никто не предвидел воздействие насыщенных газом вод озера на аппарат — на его поверхности образовывались мириады микропузырьков, увеличивающие плавучесть робота. Так что, дабы компенсировать этот эффект, инженерам пришлось поставить в машину дополнительный комплект аккумуляторов, подняв её массу.

Но все эти трудности — хороший тест для проекта, имеющего “космический” прицел.

Материал предоставлен интернет-журналом MEMBRANA (www.membrana.ru)

Tags: , , , ,

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.