Космические аппараты могут уничтожать свидетельства жизни на Марсе

Группа специалистов из НАСА пришла к выводу о том, что космические аппараты, исследующие
поверхность Марса, могут разрушать доказательства наличия органических молекул в процессе тепловой обработки полученных образцов.

Аппарат «Феникс» производит забор образцов марсианского грунта (фото НАСА).

Напомним, что первый удар теории о существовании жизни на Марсе был нанесен в 1976 году: переданные на Землю спускаемыми аппаратами « href="http://en.wikipedia.org/wiki/Viking_1">Викинг-1» и «Викинг-2» данные не содержали
никаких указаний на присутствие на поверхности Красной планеты органических соединений. Такие результаты, впрочем, удивили даже скептиков, поскольку
кометы и астероиды, которые сталкивались с планетой в прошлом, должны были занести на нее некоторое количество органических молекул, происхождение
которых с живыми организмами никак не связано.

Ученые высказали предположение, что органика полностью «исчезла» с поверхности Марса под воздействием природных реагентов (к примеру, href="http://ru.wikipedia.org/wiki/Пероксид_водорода">пероксида водорода). Однако в прошлом году аппарат « href="http://phoenix.lpl.arizona.edu/">Феникс» обнаружил в пробах почвы перхлораты (соли
хлорной кислоты) — возможное «укрытие» органических соединений. В процессе нагревания
перхлоратов до высоких температур они выделяют кислород, в присутствии которого сгорают любые близлежащие горючие вещества; именно по этой причине
их используют в качестве окислителей при создании твердотопливных ракетных
двигателей
.

Аппараты «Феникс» и «Викинг» проводили поиск органических молекул, нагревая образцы почвы, испаряя вещество и анализируя выделяющийся газ. Дуглас
Мин (Douglas Ming) из Космического центра им. Джонсона (Хьюстон, США) и его
коллеги поставили аналогичный эксперимент по совместному нагреванию органических соединений и перхлоратов в земных условиях; оказалось, что после
завершения процесса окисления никаких следов органики обнаружить уже не удается. «Очевидно, методику поиска необходимо скорректировать», — признает
Крис Маккей (Chris McKay) из Научно-исследовательского центра Эймса (США).

Продемонстрировать новый подход к изучению образцов грунта должен марсоход ExoMars, который href="http://www.esa.int/">Европейское космическое агентство планирует отправить к Красной планете в 2016 году. Расположенный на борту аппарата
прибор Urey также будет нагревать образцы, однако весь процесс должен проходить в водной
среде, что позволит сохранить органические соединения.

Подготовлено по материалам NewScientist.

Tags: , , , ,