Астрономы впервые поймали момент рождения миллисекундного пульсара

“Счастливая” нейтронная звезда и её звезда-компаньон 10 лет назад… (иллюстрация Bill Saxton, NRAO/AUI/NSF).

Астрономы из канадского университета Макгилла (McGill University), совместно с коллегами из ряда университетов четырёх стран, сообщили о редком везении: впервые они наблюдали, каким образом из сравнительно медленно вращающейся нейтронной звезды получается миллисекундный радиопульсар.

Открытие было сделано в ходе обзора неба при помощи мощного радиотелескопа. Так было поймано немало новых пульсаров, но один оказался особенным. Сейчас это миллисекундный радиопульсар, обладающий видимым компаньоном-звездой. Но, как выяснилось, всего десять лет назад наблюдения за этой парой давали другую картину — это была низкомассовая рентгеновская бинарная система. То есть система с нейтронной звездой и видимым компаньоном, выдающая импульсы в рентгеновском диапазоне — распространённая в Галактике вещь.

Открыта она была в оптическом диапазоне (звезда-компаньон вполне наблюдаема). И наблюдения эти говорили, что у нейтронной звезды имеется аккреционный диск, результат перетягивания материи со звезды-спутника.

А теперь? Новые оптические наблюдения показывают, что аккреционного диска уже нет. Зато есть миллисекундное радиоизлучение, которого не было ранее.

Получается, что за эти десять лет произошло маленькое чудо — банальная бинарная система с нейтронной звездой обратилась в чрезвычайно редкий её вид — миллисекундный радиопульсар. И произошло это, считай, что на глазах астрономов, и по космическим меркам — мгновенно.

Ранее учёные уже высказывали предположение, что миллисекундные пульсары получают свой безумный темп вращения за счёт поглощения большой порции массы (и соответственно углового момента), отобранной у компаньона. Но никогда не удавалось пронаблюдать этот процесс непосредственно. Точнее, ранее исследователи уже видели пары, в которой нейтронная звезда откачивает материю у соседки. Но фиксировали исключительно рентгеновские всплески, сопровождающие такое “поедание” вещества. Импульсное же радиоизлучение от такого объекта ещё ни разу не регистрировалось.

Таким образом, сравнение новых данных и сведений 10-летней давности об одном и том же объекте впервые доказали, что миллисекундный радиопульсар включился после недавнего прохождения “рентгеновского” этапа своей жизни, — заключают авторы открытия.

Детали его освещены в статье учёных в Science. Ведущие авторы работы — Энн Арчибальд (Anne Archibald) и Виктория Каспи (Victoria Kaspi). Последняя нам знакома по подтверждению теории Эйнштейна при помощи пульсара.

Узнайте также о пульсаре, который своего звёздного компаньона почти полностью съел.

Материал предоставлен интернет-журналом MEMBRANA (www.membrana.ru)