Астрономы исследуют миллисекундные пульсары

Австралийские астрономы обнаружили в нашей галактике нейтронную звезду, превращающуюся в так называемый миллисекундный пульсар. По словам специалистов, ранее связь между этими двумя типами космических тел была доказана лишь теоретически, теперь было найдено не только практическое доказательство, но и прямое следствие того, что один объект может превращаться в другой.

До сих пор считалось, что миллисекундные пульсары – это чрезвычайно старые звезды, способные вращаться со скоростью до 700 оборотов в секунду, излучая при этом огромные потоки радиоволн. Связь этих объектов с нейтронными звездами была неочевидной. Кроме того, ранее за все время наблюдения небесной сферы ученые ни разу не фиксировали нейтронной звезды, переходящей в миллисекундный пульсар.

Сейчас такое явление зафиксировано и подробно о нем австралийские астрономы сообщили в последнем номере научного журнала Science. Авторы статьи указывают, что их открытие на практике подтверждает так называемую "теорию переработки". Данная теория предполагает, что в двойной системе звезд, где присутствует нейтронная звезда, обязательно есть "звезда-донор", которая жертвует своим веществом для наращивания массы нейтронной звезды.

В итоге нейтронная звезда уплотняется, растет ее масса и под действием центробежных сил она рано или поздно превращается в миллисекундный пульсар.

Впрочем, это лишь одна из теорий появления миллисекундных пульсаров, есть и другие. По словам автора исследования, австралийского астронома Девида Чемпиона из Национальной обсерватории Австралии, много теорий существовали так как не было практического доказательства.  "Наше наблюдение в деталях показывает процесс создания миллисекундного пульсара", – говорит он.

"Однозначно можно сказать, что миллисекундные пульсары – это в прошлом нейтронные звезды. Во время создания пульсара происходит мощные выбросы рентгеновских лучей, больше всего они выбрасываются из тех регионов, где в нейтронных звездах присутствуют максимумы радиоизлучения. В конце процесса образования миллисекундного пульсара мы уже фиксируем только выбросы радиоволн, никакого другого излучения здесь уже нет", – говорит Чемпион.

По словам ученого, та сила и скорость, с которой они выбрасываются заставляет их буквально светиться, поэтому с Земли такие объекты наблюдаются как супербыстрые и чрезвычайно мощные маяки.

"Теперь нам остается лишь понять, как долго происходит процесс производства миллисекундного пульсара. Удивительно, при том, что во Вселенной таких объектов немало, за последние 10 лет не было зафиксировано ни одного процесса создания подобного пульсара", – рассказал астроном.

Напомним, что впервые такой класс космических объектов, как миллисекундные пульсары был открыт в 1980 году.

Материал предоставлен информационным порталом Сайберсекьюрити Ру (www.cybersecurity.ru)